Единство. Солидарность. Справедливость.

Стабильная нищета

06.02.2018

«Точка зрения» уже не раз была посвящена «радению» некоторых чиновников о «благе народном». Вот ведь, проходят эпохи, проносятся кровавые и относительно бескровные «революции», а в чиновничьей среде, как и сто с лишним лет назад, очень часто встречаются персонажи, описанные в творениях Салтыкова-Щедрина и Чехова.

То есть, среди нынешних российских и уж, конечно, псковских «ответственных управленцев» встречаются как чиновники (в данном случае без всякого негативного оттенка, ибо встречаются еще среди них «случайно уцелевшие компетентные исполнители»), так и ЧИНУШИ (вот здесь уже никакого положительного контекста быть не может). Вот и сегодня посмотрим с определенной «Точки зрения» на очередные их «подвиги».

Мы уже неоднократно отмечали, что чинуши – исключительно самобытные люди. У них особая логика, особое чувство «социальной справедливости» и совершенно особые таланты в точных науках, особенно когда необходимо этим оперировать в отчетах об их «деятельности». Так, еще много лет назад, после выступления Президента РФ, конкретно озвучившего, на какую сумму должно быть осуществлено увеличение окладов работников науки, чиновники (простите) чинуши тут же не побоялись прислать «разъяснения», что вся страна «неправильно поняла Президента» и увеличение окладов будет в два-три раза меньше.

А после опубликования в 2012 году «майских указов» Президента РФ о поэтапном увеличении оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы подобные «ответственные лица» очень скоро начали талантливо «оперировать» цифрами. О! Это была просто мечта любого бюрократа-чинуши, как превратить вполне конкретные показатели президентских указов в забюрократизированную «филькину грамоту».

Сначала были разработаны некие «дорожные карты». Можете себе представить: в России, где и дорог-то нормальных практически нет, бюрократы составляют некие «дорожные карты». С одной стороны, мы должны приветствовать эту бюрократическую честность. Ведь назвав параметры и сроки повышения окладов работников бюджетных учреждений тем, чего в России нет, они сразу давали понять, что и повышение, как и дороги, которые есть только на нарисованных картах, будет только «нарисовано» чинушами в отчетах. Так всё и вышло.

Для манипулирования понятием «средняя заработная плата по региону» уже в 2012 году (относительно благополучном с точки зрения финансов) рассчитываемая бюрократами «средняя зарплата по Псковской области» серьезно уменьшилась по сравнению с «плановыми показателями» после обнародования «майских указов».

Затем был изобретен еще один ловкий ход: льготы и компенсации, ранее выплачиваемые через систему социального обеспечения, вдруг были переведены в выплаты, осуществляемые самим бюджетным учреждением.

В итоге, несмотря на все протесты профсоюзной стороны, эти выплаты стали включаться в расчет «средней заработной платы».

Кроме того, чинуши придумали еще более иезуитский способ расчетов среднего заработка. Так уж получается, что абсолютное большинство чиновников в соответствии с законами о государственной и муниципальной службе может работать ТОЛЬКО на одну ставку. А вот работники бюджетных учреждений таких ограничений не имеют. Следовательно, вместо того, чтобы достигать показателей, закрепленных в «майских указах» Президента РФ, путем повышения оклада работника чиновники придумали другой способ: вынуждать работника трудиться более чем на одну ставку, чтобы в расчетном листке у него появилось «заветное число», равное показателю «дорожной карты». Эврика! Пусть этот «электорат» едва тянет ноги, зарабатывая на 2,5 ставки столько, сколько по духу «майских указов» он должен зарабатывать на одну. У нас очень красиво получатся показатели отчетов.

Самое печальное, что так подумали не только псковские чинуши, а с учетом того, что «сращивание ветвей власти» в одну единую «удавку для народа» наметилось отнюдь не сегодня, и даже не вчера, то и «позвоночные суды» (выносящие решение «по звонку» «добрых друзей-чиновников») определили, что, например, «северные надбавки» входят в общероссийский МРОТ. То есть, Правительство РФ устанавливает «минимальный размер оплаты труда», единый для всей страны, в котором уже содержатся «северные надбавки». Значит, работники, получающие МРОТ в Норильске и в Адлере, живут и работают в одинаковых условиях, в условиях «Крайнего Севера». Замечательно. И ведь данное положение действовало достаточно долго, пока Конституционный суд (правда, тоже в довольно невнятной формулировке) не определил, что этого быть не должно.

Так и псковские чинуши уже давно проводят одну за другой реформы оплаты труда работников бюджетной сферы с тем, чтобы, как наперсточники, запутать всех вокруг и, отчитываясь наверх о «выполнении показателей», реально их снижать.

Увы, такие случаи фиксировались неоднократно, когда после «повышения оклада» работник за тот же объем работы получал меньше.

Вот и в самом конце 2017 года в Псковский облсовпроф стали обращаться работники бюджетных организаций из различных районов с похожими вопросами: «Нам выдали какие-то деньги, но в нашем районе меньше, чем в соседних. Что это за выплаты и почему разные?»

Оказалось, что, несмотря на все уверения чиновников и их потуги нарисовать «правильные цифры» в отчетах, в середине 2017 года наметился резкий провал показателей «исполнения дорожных карт». И это буквально перед выборами Президента, когда все «майские указы» 2012 года уже должны быть полностью выполненными. При таких «показателях» ведь можно и «лишиться доверия».

В итоге, в декабре-январе 2017 года часть средств, направленных из центра в Псковскую область, в рамках межбюджетного выравнивания была чиновниками, «управляющими» бюджетной сферой области, частично брошена на выплаты «годовых премий», «премий за достигнутые показатели» (да хоть премий «за мир во всём мире»). Главное, что РАЗМЕР ЭТИХ ПРЕМИЙ рассчитывался из показателей выполнения «дорожных карт» таким образом, чтобы при учете их в сумме среднегодовых начислений конкретному работнику бюджетной сферы они укладывались в показатели «дорожных карт». Вот и получали в одном районе ошарашенно-счастливые учителя премию в 5-7 тысяч рублей, а в другом, при такой же нагрузке, – 1 тысячу, а то и меньше, если по району «показатели дорожных карт» были практически достигнуты.

При этом сами оклады работников бюджетных учреждений изменяться будут только на 4% в 2018 году. Ну, и тем работникам, кому «повезло» получать заработную плату, равную МРОТ, будет пересчитаны их оклады в связи с изменениями самого МРОТ. Правда, в ряде мест псковские чиновники уже заявили, что в связи с изменениями МРОТ работник, который трудился на ставку рабочего времени, будет теперь работать на 0,75 или 0,5 ставки. То есть нищета среднестатистического псковского «бюджетника» останется стабильной. (Для тех, кто возмутится по поводу слова «нищета», советуем ознакомиться со статистическими показателями уровня средней заработной платы работников бюджетной сферы Псковской области в сравнении с другими субъектами Северо-Западного Федерального округа и России в целом).

Мы считаем, что за такой вклад в развитие отчетно-бюрократической математики и очковтирательского реформаторства конкретные чинуши из всех комитетов и управлений, связанных с данными реформами, тоже заслуживают премии. Хотелось бы в японском стиле, когда при увольнении некоторым лицам в конверт с премией кладут открыточку: «Наша фирма в Ваших услугах больше не нуждается»…

Хотя и говорят, что лучше всего быть пессимистом, поскольку ты либо прав, либо приятно удивлен, но сегодняшнюю «Точку зрения» всё же завершить хотелось бы на оптимистической ноте: «Мы верим, что каждый чиновник получит то, что заслужил!»

P.S. В 2018 году в Псковской области пройдут важнейшие выборы в марте и сентябре. Выбирая – не ошибись. Все на выборы!

Андрей Хришкевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

402 просмотров