Единство. Солидарность. Справедливость.

Зарплата бюджетников в Псковской области: Как накаляются требования

25.01.2017

Дискуссия по проблеме начисления и выплаты стимулирующей части заработной платы работникам бюджетной сферы в Псковской области, инициированная Псковским облсовпрофом, шла два часа. Но и за это немалое время представителям исполнительной власти не удалось убедить псковских бюджетников (в частности – работников образования) в том, что средства им перечисляются в полном объеме. Точнее, не им конкретно, а муниципальным образованиям, главы которых, а также руководители учреждений (опять же, прежде всего, образовательных учреждений) и должны распределить эти средства в соответствии со штатными расписаниями. И требованиями законодательства, конечно.

Свидетели выплаты

Напомним, что участники круглого стола, состоявшегося в Псковском облсовпрофе, намеревались рассмотреть ситуацию на примере Дедовичского района. Заместитель председателя облсовпрофа Надежда Партхаль рассказала собравшимся, что профсоюзная сторона в течение 2016 года по просьбе педагогических работников района неоднократно обращалась в администрацию Псковской области по поводу невыплаты стимулирующей части зарплаты и снижении заработной платы в целом с 1 января 2016 года. В августе 2016 года первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова так ответила на обращение Псковского облсовпрофа: «Объем средств на выплату заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений Дедовичского района, в том числе на достижение показателей «дорожных карт» в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации, в областном бюджете предусмотрен в полном объеме. Анализ расходования средств на выплату заработной платы, проведенной работниками Управления образования Дедовичского района, свидетельствует о нераспределенных остатках лимитов бюджетных обязательств, которые могут быть и будут направлены в сентябре текущего года на стимулирующие выплаты работникам. В результате стимулирующие выплаты работникам будут произведены в полном объеме».

В сентябре 2016 года стало известно, что стимулирующую часть заработной платы работникам образования Дедовичского района так и не выплатили. Председатель Псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова вынуждена была обратиться к губернатору Псковской области Андрею Турчаку: «Дедовичский район не в состоянии начислить и выплатить стимулирующую часть заработной платы в связи с отсутствием денежных средств и острой нуждаемостью в субвенции из областного бюджета в размере 5 млн. 170 тыс. рублей. На основании изложенного СОП Псковский облсовпроф настаивает на выделении необходимой суммы из областного бюджета». Но в ноябре 2016 года был получен ответ за подписью первого вице-губернатора Псковской области Веры Емельяновой: «за 9 месяцев 2016 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций Дедовичского района составила 18253 рубля или 107,1 % к аналогичному периоду 2015 года, к уровню 2015 года — 98,6 %, средняя заработная работников образовательных организаций общего образования оставила 19402 рубля или 97,8 % к аналогичному периоду 2015 года, к уровню 2015 года — 98,0 %, что свидетельствует о выплате стимулирующей части заработной платы».

Профсоюзная сторона, сочтя, что из приведенной Верой Емельяновой информации как раз не следует, что стимулирующие выплачены, обратилась в прокуратуру Псковской области с просьбой провести проверку по факту невыплаты и в случае его подтверждения принять меры прокурорского реагирования. И прокуратура такую проверку провела, но оснований для мер реагирования не выявила. Хоть и отметила, что в связи с ограниченным объемом бюджетных ассигнований работникам осуществляются стимулирующие выплаты за стаж работы в размере до 14,8% от фонда оплаты труда (ФОТ). В то время как  закон Псковской области от 07.10.2010 №1006-оз «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» (часть 3 статьи 3) говорит, что расходы на установление стимулирующих выплат в фонде оплаты труда предусматриваются в размере не менее 30 процентов от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов. Размеры стимулирующих выплат определяются учреждением самостоятельно в пределах ФОТ, который не может превышать объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности соответствующего муниципального образовательного учреждения.

Как это «разруливать»?

Вот таким оказался посыл для дискуссии, в которую сразу пришлось включиться заместителю начальника Главного управления образования Псковской области Галине Антипиной. Галина Анатольевна была вынуждена напомнить собравшимся старый добрый принцип подушевого финансирования в сфере образования: «деньги следуют за учеником».  И что согласно именно этому принципу осуществляется финансирование школ, которые не являются малокомплектными. «И здесь  уже от районного управления образования, от руководителя образовательного учреждения зависит правильное распределение средств. При проведении проверки Дедовичского района было выявлено, что идет отклонение от норматива, заложенного в законе по субвенции на административно-управленческий аппарат и обслуживающий персонал. Поэтому те деньги, что перераспределяются на административно-управленческий аппарат и на обслуживающий персонал, вынимаются из объема средств на заработную плату педагогических работников», – сообщила Галина Антипина.

 Она даже привела в пример Пожеревицкую школу, в которой, по ее информации, вместо 1 единицы административно-управленческого персонала значится 3,5 на 80 учащихся. Но председатель Дедовичской районной организации работников образования и науки Нина Нилова возразила, что там имеется еще филиал, два дошкольных отделения, интернат. «И как это практически должен «разруливать» один человек?» – этим вопросом сейчас наверняка задаются не только в Дедовичском районе, и не только работники образования.

 Но, судя по мнению чиновников, вопрос с финансированием можно решить лишь путем «приведения штатного расписания в соответствие». В соответствие с нормами подушевого финансирования, которые, как заметил заместитель председателя Псковского облсовпрофа Андрей Хришкевич, определяются просто: Государственное финансовое управление Псковской области делит имеющиеся средства на количество учеников. Имеющиеся, а не необходимые, поскольку администрация области не может обеспечить нормального финансирования.

«Неокрашенные» средства

Собственно, вокруг «нормального финансирования» дискуссия, в основном, и шла. Хотя, казалось бы, что обсуждать, если понятно, что оно ненормальное? Но в том-то и дело, что непонятно. Иначе трудно было бы переложить ответственность на глав районов и руководителей учреждений. А именно это фактически и происходит. Заместитель начальника Главного управления образования Галина Антипина в своем комментарии несколько раз корректно подчеркнула, что не может утверждать – идет ли в каких-то районах неправильное распределение дотации и субвенции. «Я не проверяю дотации. Я не могу сказать, пришла ли она в школу. Но дотации и субвенции остались на том же уровне. Дотация идет на образование в целом, она не «окрашена», и район сам распределяет эти средства», – сказала она.

Это подтвердил и пожелавший присоединиться к обсуждению депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг: «Дотация – это бич, она «слепая», хотя внешне выглядит великолепно. Но там деньги не привязаны к организациям. И посмотреть, насколько дотация является достаточной – это революционной вопрос нашего бюджета. В этом и «зарыта собака»: дотация изначально не является достаточной, она не позволяет выжить организациям». И именно отсюда, по мнению парламентария, вытекают все последствия: администрация района, получая эти «неокрашенные» средства на отрасль в целом (например, на развитие спорта) пытается либо спасти всё, тут же сталкиваясь с недофинансированием «нашего всего», либо выбирает, чем (кем) пожертвовать…

Единственный плюс, о котором напомнили и Галина Антипина, и Лев Шлосберг с разной долей оптимизма – новый закон о субвенциях в области образования. Согласно этому закону с 2017 года школы, расположенные в поселках городского типа, являющихся административными центрами района, теперь не относятся к категории городских школ, где численность учащихся должна быть 25 человек в классе. У них теперь другой, увеличенный норматив. Вообще, нормативы там должны быть прописаны очень подробно, но пока (на 24 января, по крайней мере) в областном Собрании такой подробной таблицы не видели.

Каждый район несчастлив по-своему?

Но пока поводов даже для такого оптимизма нет. Председатель Псковской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Наталья Горбачева прямо заявила: «Жизнь педагогов ухудшилась, об этом говорят люди с мест». Да люди и сами об этом говорили: одна из сотрудниц дошкольного образовательного  учреждения из Псковского района, рассказывая о своей зарплате (и об ее фактическом снижении), едва не заплакала.

У нас же, как выяснилось в ходе обсуждения, каждый район несчастен по-своему. Вот Псковский район, по информации представителя Главного управления образования, сейчас несчастен потому, что слишком хорошо жил раньше: изо всех сил доплачивал педагогам, особенно воспитателям в детских садах, до 126% доходило перевыполнение «дорожных карт», за что местных чиновников чиновники из Министерства образования тоже по головке почему-то не гладят. А потом средств стало значительно меньше и неплохие доплаты отменили, что больно ударило по педагогическим работникам в Псковском районе –  у них ведь едва наметились признаки нормальной жизни. Зато в Усвятском районе радость: там до последнего времени, не оглядываясь на оптимизацию, в сфере образования никого не увольняли. Заработные платы, соответственно, были ниже желаемых показателей. А когда часть педагогов ушла на пенсию, зарплата резко подросла с 15 до 18,5 тысяч (в среднем, конечно) рублей. Радость же?

«Районов, в которых платятся стимулирующие, нет»

Но, как отметила председатель областной организации профсоюза работников образования Наталья Горбачева, радоваться сегодня можно лишь за некоторые учреждения образования: в 2016 году только в отдельных школах Псковской области платились 30% стимулирующих от Фонда оплаты труда, как это предусмотрено областным законом «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы»,  и действовали все критерии начисления педагогам этой части зарплаты.

 «Районов, в которых платится 30% стимулирующих, у нас нет. Кроме того, не во всех соглашениях к трудовым договорам прописаны эти обязательные стимулирующие, кроме выплат за стаж, которые также сокращены», – подчеркнула Наталья Горбачева. И отметила еще одну серьезную  проблему: в Псковской области возникла задолженность по выплате компенсаций за коммунальные услуги для сельских специалистов. В некоторых районах, по данным мониторинга, проведенного профактивистами, задолженность есть даже за октябрь 2016 года. Отсутствует же она только в пяти муниципальных образованиях. Также есть задолженность по выплатам молодым специалистам. «Здесь речь идет конкретно о финансировании, вопрос надо решать кардинально, на высоком уровне», – считает Наталья Горбачева. И это не только вопрос стимулирующих, но и индексации заработной платы бюджетников, которая в 2017 году не планируется, как следует из ответов профсоюзов администрации Псковской области и губернатора лично.

 В сфере здравоохранения ситуация почти такая же. Заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Денис Иванов сам заметил, что в Псковской области уровень заработной платы врачей, медсестер, санитарок один из самых низких в РФ. Комитет здравоохранения планирует выйти на Псковское областное Собрание депутатов с тем, чтобы депутаты «по своим каналам» предложили изменить систему финансирования здравоохранения. Между тем, в Дедовичской районной больнице, по информации Дениса Иванова, врачи в 2014 году имели заработную плату 25,5 тысяч рублей, в 2015 году – 31 тысячу, в 2016 – более 37 тысяч рублей. Значительный же рост? И по среднему и по младшему персоналу он тоже есть. «Дорожная карта» выполняется. Правда, и количество сотрудников сократилось. Но в целом и в среднем цифры приятные. Председателю областной организации профсоюза работников здравоохранения Анжелике Шундер пришлось подробно рассказать, как медики зарабатывают большие деньги: врачу высшей категории всего лишь нужно работать на три ставки при минимально установленном коэффициенте вредности. И при единственной стимулирующей выплате – за непрерывный стаж работы (1200 рублей). Кажется, у нас как-то незаметно изменилось значение слова «стимулирование»…

Поменьше социализма, говорите?

Поэтому, наверное, напрасно некоторые участники дискуссии упрекали профсоюзную сторону в едва ли не революционных настроениях. Уже после того, как заслушали резолюцию, профсоюзным активистам намекали: не снизить ли накал требований? Не надо ли «поменьше социализма, побольше юриспруденции»? Но, так или иначе, вот часть этой революционной резолюции, в которой прозвучали предложения обратиться:

– к президенту Российской Федерации с предложением соответствующим компетентным органам осуществить проверку реального исполнения «майский указов», предусматривающих реальное увеличение уровня жизни работников бюджетной сферы Российской Федерации;

– к правительству Российской Федерации с требованием выполнения норм Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих установление МРОТ, равного прожиточному минимуму трудоспособного человека, и  индексацию заработной платы в стране на размер официальной инфляции;

– к губернатору Псковской области с требованием  осуществить надлежащие действия по индексации должностных окладов  работников бюджетных организаций Псковской области на уровень официальной инфляции за 2016 год;

– к администрации Псковской области  с требованием исключить применение в расчетах средней заработной платы работников бюджетных организаций практики двойных стандартов, включающих в среднюю заработную плату компенсационные  выплаты и выплаты за превышение нормы рабочего времени, означающие усиление эксплуатации работника и нанесение вреда его здоровью;

– к руководителям бюджетных учреждений  с требованием  неукоснительно соблюдать внутренние нормативные документы по начислению и выплате стимулирующей части заработной платы и в случае недостаточности финансирования со стороны государственных органов власти добиваться перечисления средств в полном объёме.

Так что накал по нынешним временам вполне нормальный. Пока не революционный.

Елена Ширяева

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

830 просмотров