Единство. Солидарность. Справедливость.

Новая «Точка зрения» от Андрея Хришкевича: Бог подаст, или Снова за парту

08.09.2016

Как-то само собой получилось, что и на этой неделе «Точка зрения» сфокусировалась на образовании. И это связано не только с отголосками Дня знаний в виде поручения Председателя Правительства РФ в адрес Минобрнауки и Минтруда по «полноценному обсуждению проекта по совершенствованию системы оплаты труда», но и с информацией, которая начала поступать из многих образовательных школ области. Информация эта, передаваемая с обязательными условиями: «я этого не говорил(а); на меня не ссылаться», сводится к банальному, увы, в последние годы тезису: «денег, выделенных областными чиновниками на «подушевое финансирование», не хватает для нормального финансирования образовательных учреждений».

И дело даже не в том, что при таком «подушевом» нормативе руководители образовательных учреждений находятся перед постоянным выбором:

– либо доплачивать уборщице на 0,5 ставки, выделенной региональными чиновниками, вынужденной как минимум три раза в день убирать до 1000 квадратных метров школьных помещений, хотя бы до МРОТ, не говоря уже до неизвестно откуда берущихся показателей «в среднем по отрасли в регионе», что приведет к нехватке денежных средств уже к октябрю;

– либо «эксплуатировать детский труд», упрашивая учащихся дежурить в классах и школе, убирая мусор, подметая помещения и проводя влажную уборку в своих классных помещениях, что, с точки зрения нынешних расплодившихся «евроценностных» «…сменов», является «пережитком советского прошлого», недопустимым в «свободном обществе»;

– либо зарастать грязью, ожидая «добрых людей» из Роспотребнадзора, которые при любом визите в бюджетное учреждение не могут не оставить «подарок» в виде штрафа на несколько тысяч рублей, при наложении которого на «юридическое лицо» количество нулей резко увеличивается, а это также приведет к тому, что после выплаты такого «подарка» деньги в школе закончатся к октябрю.

Дело заключается еще и в том, что чиновники любого уровня, от нового министра образования и науки РФ до консультанта-методиста органа местного самоуправления, постоянно напоминают, что «школа должна и обязана», оставляя за кадром, что средства на выполнение государственных и муниципальных ОБЯЗАТЕЛЬСТВ передавшие эти обязательства органы выделять «забывают».

Вот и выходит, что сидит в министерстве чиновник и выполняет директиву из «послания Президента» или «поручения Председателя Правительства» – «нужно повышать качество образования». Как чиновник в министерстве может повысить «уровень знаний среднестатистического ученика»? Очень просто. Необходимо включить в перечень обязательных программ во всех школах использование учебного пособия, рабочих тетрадей и раздаточного материала своего знакомого, «совершенно случайно» недавно заключившего контракт с издательством. И исключить из обязательного перечня все подобные учебные материалы другого знакомого, включенные туда в прошлом году.

И получается, что чиновник ежегодно «повышает качество знаний учащихся», включая в перечень новые, «более совершенные» учебники и раздаточные материалы, а школа, на грани прокурорских проверок и «дел» следственного комитета, вынуждена полуподпольно просить родителей купить эти учебники и рабочие тетради. Которые, между прочим, по закону и по заявлениям чиновников «выдаются учащимся бесплатно». Просто деньги на их приобретение школам чиновники так же «забывают» выделить. Вернее, вроде и выделяют, потому что цифры в некие документы закладываются, просто «в связи с дефицитом бюджетов некоторые статьи ВРЕМЕННО не финансируются либо финансируются не в полном объеме».

Но, как мы уже указывали выше: «школа обязана обеспечивать учащихся бесплатными учебниками», и, «если ШКОЛА (а не перечень, составленный чиновниками) ТРЕБУЕТ от учащегося использование рабочих тетрадей, она ОБЯЗАНА их предоставлять учащимся бесплатно».

Складывается впечатление, что чиновники, несущие этот бред выступающие с такими заявлениями, и чиновники, «финансирующие» бюджетные учреждения, живут на разных планетах. Хотя, если посмотреть на действия Минфина, то они вообще с Луны свалились…

Так вот, и на недофинансировании учебного процесса беды школ не заканчиваются. Есть еще и спортинвентарь, нехватку которого в ряде школ кардинально пытаются решать депутаты, ежегодно на линейке 1 сентября вручая школе 1 (один) футбольный, волейбольный или баскетбольный мяч.

Но для большинства школ значительной проблемой является «содержание зданий и сооружений». Областные чиновники в этом вопросе облегчённо вздыхают, т.к. «содержание сооружений» возлагается на органы местного самоуправления. А вот руководители образовательных учреждений и руководители муниципальных образований хватаются за голову. Ибо только в 2016 году началось строительство новой школы в городе Пскове, ближайшая дата введения в строй «новой школы» – 1989 год. Нет, надо признать, в прошлом учебном году вводили в строй капитально отремонтированную, после восстановления в послевоенные годы 47-ю школу (такие загадки нумерации: после 26 идет сразу 47, но это связано с тем, что №47 сохранился от прежней ведомственной железнодорожной принадлежности). Но для остальных школ проблема ремонта весьма и весьма остра. Особенно с учетом ежегодных изменений требований к образовательным учреждениям со стороны надзорных, контролирующих и лицензирующих ГОСУДАРСТВЕННЫХ органов.

И вновь получается ситуация, когда госпожнадзор начинает предъявлять к школам, построенным и введенным по послевоенным СНиПам, требования, закрепленные в «прошлогодней инструкции из Москвы». И все объяснения, что перекрытия и перегородки, выполненные штукатуркой по дранке, на момент постройки школы полностью отвечали требованиям тогдашнего пожнадзора, о чем и есть соответствующие записи в документах, а возведение кирпичных или бетонных перегородок на существующем фундаменте разрушит всё сооружение, не волнуют контролёра. Важнее здравого смысла, логики и даже закона для него «инструкция вышестоящего начальника». Вот и молятся всем богам руководители муниципалитетов и директора школ, чтобы и в этом году не треснули стены и не потекла от снега или дождя крыша.

Но при этом ежегодно в августе муниципальные чиновники от образования обязательно соберут в школах информацию, сколько средств было потрачено на ремонт образовательного учреждения. И пойдет информация в область, а затем и в столицу о том, что в нашем регионе на ремонт образовательных учреждений летом такого-то года было потрачено… миллионов рублей. Эти миллионы гордо займут свои места в бухгалтерских дебетах-кредитах, и никто не вспомнит о том, что до 90% из этих миллионов являются «добровольными пожертвованиями» и «благотворительными взносами» родителей учащихся. То есть, по сути, родители платят ежегодный дополнительный налог, помогающий чиновникам заполнять пробелы в бюджетных таблицах и гордо рапортовать об «успехах» в ежегодной подготовке школ. Налог, который, когда о нем заходит речь, чиновники сурово называют «ненужной инициативой образовательных учреждений» или «исключительно добровольным желанием родителей».

Вот так и получается, что и работники образовательных учреждений, и родители, и учащиеся становятся заложниками игры в «жмурки», которую уже не первый год ведут чиновники всех уровней.

Как получить величину «подушевого финансирования»? И чиновник делит сумму, которую он надеется получить из бюджета (для финансирования всех образовательных учреждений), на количество детей, посещающих эти учреждения. И скромно закрывает глаза на реальную себестоимость выполнения ГОСУДАРСТВЕННЫХ и муниципальных ОБЯЗАТЕЛЬСТВ по обучению этой самой детской «души». И сокращается ежегодно стоимость «подушевого финансирования» при увеличении реальных затрат на него. И ждет чиновник, что снова «не потечет», «не треснет», «родители купят», «на ремонт скинутся», и вообще, сходим, помолимся и деньги «Бог подаст».

Подводя итоги сегодняшней «Точки зрения», хотелось бы отметить, что ситуация, описанная выше, усугубляется еще и отношением многих «обывателей» к ней.

Начинают профсоюзы акцию по сбору подписей под требованием индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, тут же слышим: «опять бюджетники ноют, у них и так вон какие зарплаты средние». То, что у 90% работников бюджетной сферы зарплата всего лишь равна или даже меньше прожиточного уровня, обывателю не докажешь. «Вон по телевизору сказали, в газете написано, что эвана какая!»

Начинают профсоюзы акцию с требованиями полного и качественного исполнения государственных и муниципальных обязательств по обеспечению образовательного процесса, как обыватель нудит: «бюджет не резиновый, пусть профсоюзы скажут, где денег взять…». И так по каждому вопросу. Вместо того, чтобы требовать от чиновников не сказок, а реального исполнения закрепленных в Конституции и законах государственных обязанностей, обязательно найдутся «ничтожные, но мнящие себя центром Вселенной» обыватели, которые поддержат чиновников в желании переложить обязательства на чужие плечи. Только бы не их. Ведь их хата с краю…

Что в таком случае надо делать? Почаще смотреть в зеркало, не растёт ли шерсть на ушах. И оставаться человеком. А это не только «звучит гордо», но и требует значительных усилий!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

341 просмотров