Единство. Солидарность. Справедливость.

ПЛН: Со своим уставом в чужой монастырь

03.09.2016

  

 Вокруг Псковского областного совета профессиональных союзов и его председателя Ульяны Михайловой в последнее время разгорается нешуточный скандал. Ульяну Михайлову обвиняют чуть ли не во всех смертных грехах. Мол, к наставлениям «старшего брата» – Федерации независимых профсоюзов России – она не прислушивается, всячески их игнорирует, Устав организации кроит под себя, общественное имущество разбазаривает, а деньги тратит неизвестно на что. О своей социальной ответственности, по мнению некоторых СМИ и даже членов организации, Ульяна Михайлова и Псковский облсовпроф позабыли. Примером тому, убеждены многие, может служить недавний скандал со сменой арендатора помещения в доме №17-а по улице Гоголя в Пскове. Прежний не только задолжал крупную сумму за аренду, но еще и привел дом в состояние, требующее немедленного капитального ремонта. Председатель Псковского облсовпрофа, которая нашла нового, более ответственного арендатора, все же оказалась «крайней». Псковская Лента Новостей постаралась разобраться в ситуации и выяснить, насколько обвинения в адрес лидера псковских профсоюзов соответствуют действительности.  

 

 

Для начала мы решили углубиться в саму суть вопроса – что же такое, наши псковские профсоюзы, и откуда они взялись. Согласно архивным документам, организация образовалась 30 октября 1948 года на I Псковской Областной межсоюзной конференции профессиональных союзов. В зале собрались 117 человек, которые приняли решение создать общественную организацию профсоюзов. Псковский областной совет профессиональных союзов как юридическое лицо был зарегистрирован 24 июня 1996 года. В графе «организационно-правовая форма» значилось «общественная организация». С тех пор, вот уже 20 лет с момента регистрации, а если быть точным, то гораздо больше, с момента образования организации, с 1948 года, организационная ее форма не менялась, то есть Псковский облсовпроф ни разу пока не переживал процедуру реорганизации. Вносились изменения в Устав, корректировались цели, задачи, принципы и форма управления, но не организационно-правовая форма.

   

Существует расхожее мнение, что на XXIV конференции Псковского областного совета профессиональных союзов, которая состоялась в 2014 году, Псковский областной совет профсоюзов был реорганизован и превратился в какую-то непонятную организацию, якобы выпадающую из системы социального партнерства на территории Псковской области. В связи с этим летом 2015 года депутат Псковского областного Собрания Антон Минаков (ЛДПР) подавал жалобу в прокуратуру Псковской области, в которой просил проверить факты незаконной деятельности в отношении имущества Псковского облсовпрофа, незаконной реорганизации общественной организации. Региональная прокуратура провела соответствующую проверку и не нашла нарушений федерального законодательства и совершения незаконных процедур в отношении данного юридического лица. На конференции Устав организации был приведен в соответствии с действующим законодательством, ни одной записи в реестр о реорганизации общественной организации «Псковский областной совет профессиональных союзов» не делалось. Между прочим, на сегодня ни одна проверка, проводимая уполномоченными органами в отношении Псковского областного совета профессиональных союзов, не выявила каких-либо нарушений в деятельности организации и ее руководителя.  Способ управления в Псковской региональной общественной организации «Псковский областной совет профессиональных союзов» не менялся на протяжении 20 лет: действует высший орган управления – конференция Псковского областного совета профессиональных союзов, постоянно действующий орган управления – это совет, иногда он меняет свою численность, но обычно это выборные лица в количестве 40 человек, коллегиальный исполнительный орган – президиум и индивидуальный исполнительный орган – председатель, на данный момент Ульяна Александровна Михайлова. По сути эта должность не обладает никакими полномочиями. На первых заседаниях совета и президиума происходит делегирование полномочий председателю. Он обладает административно-хозяйственными, распорядительными функциями, а функциями, связанными с уставными видами деятельности, наделены только коллегиальные органы.  Если углубляться в историю, то можно выявить одну интересную закономерность: переход в систему профсоюзов постсоветского периода был выполнен «снизу вверх», то есть первичные профсоюзные организации направляли своих делегатов в отраслевые организации профсоюзов, в региональные объединения профессиональных союзов, а те, в свою очередь, – в отраслевые организации профсоюзов общероссийского уровня, в том числе, и в Федерацию независимых профсоюзов России. Таким образом, Псковский областной совет профессиональных союзов является не просто членской организацией ФНПР, у него особый статус. Псковская общественная организация имеет права учредителя ФНПР. Согласно документам, два делегата от Псковского областного совета профессиональных союзов принимали участие в учредительном съезде ФНПР, что и позволяет говорить о том самом особом статусе.  Такое формирование профсоюзной системы «снизу вверх» закрепило не только юридическую самостоятельность каждой из структур, но и организационную. Несколько лет назад в системе высшего профсоюзного управления началась общественно-политическая дискуссия, в результате которой такая форма управления была признана неэффективной. Именно поэтому сейчас предпринимаются попытки изменить систему управления «сверху вниз». Процессы эти, как показывает практика, сложные, очень болезненные, потому что каждая профсоюзная организация имеет свои права. ФНПР стремится наладить жесткую систему управления, систему беспрекословного выполнения всех решений федерального центра нижестоящими профсоюзными организациями, организационные решения уже закреплены съездом ФНПР, но правовых оснований лишать высшие органы управления региональных профсоюзных организаций своих функций ни в Гражданском кодексе, ни в законе о профсоюзах, ни в законе о некоммерческих организациях, пока нет.  Именно поэтому ФНПР и действует таким агрессивным способом, поскольку иных возможностей воздействия на Псковский областной совет профессиональных союзов пока не имеет. В медиапространстве в начале февраля активно обсуждалось письмо за подписью председателя контрольно-ревизионной комиссии Федерации независимых профсоюзов России Валерия Очекурова. В нем говорилось о том, что деятельность лидера псковских профсоюзов Ульяны Михайловой может принести профсоюзам репутационные и материальные потери, а сама она преследует корыстные цели. Самыми разными способами, в том числе и через СМИ, очень настойчиво до руководителей членских профсоюзных организаций в Псковской области пытались донести информацию, порочащую их лидера. Рассказать о том, какая Ульяна Михайлова плохая, «открыть глаза» руководителям профсоюзов, «пролить свет» на все проблемы, заострить внимание на том, что Псковский облсовпроф не выполняет предписание якобы высшего органа – вот тактика, которую избрала Федерация независимых профсоюзов России.  На деле же у «старшего брата» просто нет возможности обязать Псковский областной совет профессиональных союзов изменять форму общественной организации на союз или ассоциацию. Но это уже даже не предмет спора: 9 июня 2015 года XXV конференция Псковского областного совета профессиональных союзов приняла Устав, где организационно-правовой формой избран союз. Вот этот самый Устав на сегодня стал камнем преткновения. 2 сентября 2015 года новый Устав был сдан на государственную регистрацию, но документ был признан несоответствующим федеральному законодательству.  Дело в том, что осенью 2014 года изменилось содержание Гражданского кодекса РФ, возник новый параграф «Некоммерческие корпоративные организации», к которым, в общем-то, и относится Псковский областной совет профессиональных союзов. Все нормы, связанные с существованием таких организаций, прописаны в Гражданском кодексе. До этого часть норм содержалась в законе «Об общественных объединениях», другая — в законе «О некоммерческих организациях». В 2015 году состоялась вторая волна поправок, вступившая в силу с января 2016 года, – поменялся федеральный закон №7 «О некоммерческих организациях». Существенно претерпела изменения статья №29 «Высший орган управления коммерческой организацией» в части определения вопросов относящихся к исключительной компетенции. Те функции, которые раньше могли выполнять исполнительные органы, постоянно действующие органы управления теперь должны в обязательном порядке быть отнесены к высшему уровню регулирования – съездам, конференциям и другим высшим коллегиальным органам управления.

Советом Псковского облсовпрофа в декабре 2015 года было принято решение дождаться окончательных изменений федерального законодательства, которые на сегодня вступили в силу, изменить 4-й раздел Устава, где прописаны полномочия органов Псковского областного совета профессиональных союзов, проголосовать за них на XXVI внеочередной конференции, если она будет созвана, и сдать документ на регистрацию. Ульяна Михайлова по сути не отказывается от регистрации Устава, принятого на XXV конференции, а лишь призывает партнеров дождаться окончательного изменения федерального законодательства, чтобы не делать двойную работу. Кроме того, XXV конференция постановила, что новый Устав и новое наименование организации вступают в силу с момента государственной регистрации документов. До этого действует старое наименование и старый Устав. Поэтому лидер псковских профсоюзов в данном случае решение конференции никоим образом не нарушает.    

Сейчас же всей это кампанией Федерация независимых профсоюзов России будто пытается «вдавить» новый несоответствующий федеральному законодательству Устав в псковскую организацию, уже преследуя какие-то свои цели.  Еще один миф – это то, что Псковский облсовпроф, не сменив свою организационно-правовую форму, выпадает из системы социального партнерства на территории Псковской области. ФНПР почему-то убеждена, что только в форме союза организация может участвовать в системе социального партнерства. Ни Трудовой кодекс, ни региональное трехстороннее соглашение, ни федеральное законодательство не связывает право некоммерческой организации на социальное партнерство с ее организационно-правовой формой. Псковский облсовпроф, несмотря на статус общественный организации, продолжает представлять интересы своих членских организаций, членов профсоюза, трудящихся.  Но не исключено, что предмет спора и претензий гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Одному из немногих по всей России Псковскому областному совету профессиональных союзов удалось сохранить свое имущество, развить сеть профсоюзных организаций, получать хоть небольшую, но прибыль для развития учреждений. Именно за это самое имущество Ульяну Михайлову, грубо говоря, и «пинают» от случая к случаю, пытаясь уличить в растратах и преследовании личных целей.

 На сегодня весь комплекс имущества на территории Псковской области, который является собственностью Псковского областного совета профессиональных союзов, – это собственность этого юридического лица. Ни председателя, ни членских организаций, ни созданных учреждений. Этим имуществом управляют коллегиальные органы, председатель Псковского облсовпрофа лишь претворяет их решения в жизнь.  Изначально от Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов собственность перешла к ФНПР, а затем, в соответствии с решением высших органов управления, была распределена. Часть имущества, прежде всего административные здания, на 100% стали собственностью региональной организации профсоюзов. Та собственность, которая находилась в управлении учреждений, была разделена на доли – 70% принадлежат Псковскому облсовпрофу, остальные 30% – ФНПР.  Основная масса всего профсоюзного имущества передана в оперативное управление действующим на территории региона учреждениям — санаториям «Хилово», «Череха», «Голубые озера», туристическим базам «Алоль», «Пушкиногорье», учреждениям «Сороть» и «Соцтурпроф». То есть сами учреждения эксплуатируют предоставленные им помещения в соответствии со своими целями и задачами. Вся прибыль от деятельности этих учреждений идет для решениях их уставных задач. Поскольку Псковский облсовпроф представляет собой комплекс некоммерческих организаций, то прибыль в силу закона не изымается и не перераспределяется между другими организациями. За счет этих средств развиваются сами учреждениях отдыха и оздоровления, они сами себя содержат. При этом на них возложена еще и задача по оздоровлению и лечению членов профсоюзов, за счет этой прибыли они ее и выполняют. Ни Псковский областной совет профессиональных союзов, ни Федерация независимых профсоюзов России не могут вырученные деньги от учреждений отобрать.  Директора всех этих учреждений назначаются не председателем Псковского областного совета профессиональных союзов, а президиумом общественной организации. Только путем голосования может быть избран тот или иной руководитель. В самих учреждениях есть коллегиальные исполнительные органы управления – советы учредителей, то есть индивидуального распоряжения ни денежными средствами, ни уставной деятельностью, ни имуществом не происходит нигде.  Безусловно, следить за таким большим имущественным комплексом непросто – что-то эксплуатируется хорошо, что-то – плохо. У общественной организации есть имущество, которое сдается в аренду, все денежные средства расходуются по смете, которая, между прочим, проходит двойной контроль: сначала ее рассматривает президиум, а затем коллегиальный орган управления, то есть совет. Каждые шесть месяцев обо всей деятельности, в том числе и об этой, председатель Псковского облсовпрофа отчитывается перед советом. Именно этот орган может вносить какие-то корректировки в документ и давать ему оценку. Контрольно-ревизионная комиссия проверяет деятельность Псковского облсовпрофа каждые 12 месяцев. Ни директора учреждений, ни лидер псковских профсоюзов не получает прибыли от сдачи в аренду помещений, система оплаты труда им назначается президиумом Псковского областного совета профессиональных союзов и советами учредителей самих учреждений.  Все заработанные Псковским облсовпрофом деньги, согласно Уставу и в общем-то закону, направляются на уставную некоммерческую деятельность – санаторно-курортное лечение членов профсоюзов, деятельность профсоюзов по организации досуга своих членов, организация общественно-публичных мероприятий, информационная деятельность, хоздеятельность, заработная плата сотрудников облсовпрофа, уплата налогов, содержание и проведение конкурсов, мероприятий, награждений, реализация трех социальных проектов «Клуб поколений», «Семейные традиции», «Тимуровцы двух поколений», организация коллективных действий, общественного контроля, судебного представительства членов профсоюзов и иной защиты.  Только за 2015 год, согласно отчетам организации, в учреждения Псковского облсовпрофа было продано 955 профсоюзных путевок на сумму 12 млн 709 тысяч рублей для 14 областных организаций отраслевых профсоюзов, членов профсоюзов Северо-Запада и Союза пенсионеров России. 50-процентную стоимость 44 путевок для членов профсоюзов оплатил сам Псковский облсовпроф. За 2014 год было проведено 37 проверок работодателей, интересы 115 членов профсоюза были защищены в суде. Экономический эффект от всех форм правозащитной работы составил 1,5 млн рублей. Трудящимся, работающим жителям Псковской области, нам с вами важно это. Важно чувствовать защиту от тех, кому доверяем.  Несмотря на грядущие изменения в Уставе и в организационно-правовой форме Псковского облсовпрофа, ее основная уставная функция  – общественный контроль в сфере охраны труда, защита интересов трудящихся на территории Псковской области – не изменится. Поменяются лишь взаимоотношения между облсовпрофом и Федерацией независимых профсоюзов России. По новому Уставу Псковский облсовпроф по сути станет представительством ФНПР на территории Псковской области. Организация будет представлять и реализовывать на территории Псковской области интересы федерации. При организационно-правовой форме «союз» обкомы будут нести ответственность за деятельность Псковского облсовпрофа, а Псковский облсовпроф – за деятельность ФНПР.  Самих членов профсоюза мало интересует, в какой организационно-правой форме будет существовать Псковский областной совет профессиональных союзов. Главное, чтобы выполнялись цели организации, зафиксированные в ее Уставе: представительство и защита общих интересов и достижение общих целей членов облсовпрофа, в том числе защита трудовых прав и интересов членов облсовпрофа, координация действий членов облсовпрофа по представительству и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных, коллективных, индивидуальных прав и интересов членов профсоюзов, содействие в обеспечении их деятельности, популяризация и пропаганда идей профсоюзного движения, формирование общественной профсоюзной среды в Псковской области.  Дальнейшую судьбу Устава и всей организации решит созванный Ульяной Михайловой совет Псковского областного совета профессиональных союзов 16 февраля. Он же даст оценку всем тем заявлениям и слухам, которые ходят вокруг облсовпрофа. Исход этого заседания непредсказуем. Но главное, чтобы члены совета смогли отбросить все те мнения, утверждения, назойливо вбиваемые в умы общественности, смогли сопоставить факты и сделать выводы сами. Тогда за судьбу псковских профсоюзов можно быть спокойным.

Екатерина Богданова 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

448 просмотров