Единство. Солидарность. Справедливость.

Концепция миграционной политики (продолжение) с комментарием ФНПР

18.06.2012

Информация с сайта профсоюзной газеты "Солидарность"  http://www.solidarnost.org/thems/news/in-Russia/events_2019.html

 Президент РФ Владимир Путин утвердил общую концепцию государственной миграционной политики (ГМП), которая будет реализовываться до 2025 года.

О целях этой концепции «Солидарность» уже писала ранее.( Подробнее с концепцией можно ознакомиться на сайте президента РФ). Теперь, хотелось бы подробнее остановиться на ее задачах и реализации.

Задачи: создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, содействие развитию внутренней миграции, поддержка академической мобильности (для студентов, ученых и преподавателей),  содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

А так же противодействие незаконной миграции, разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. Вот тут то и начинается самое интересное. Особо в России будут ждать высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда и иностранных работников на некие «рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками».А так же сезонных рабочих, иностранных студентов, иностранных инвесторов и предпринимателей итд.

Правда, документ предполагает создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности.

Реализация ГМП поделена на три этапа. На первом этапе (до 2015 года) предполагается создать центры содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования мигрантов, инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства, создать центры способствующие  интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры России, проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

На втором этапе (с 2016 по 2020 годы) должны пройти обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений ГМП. А в рамках третьего этапа (2021–2025 гг.) предполагается приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока. Затем будет оценена эффективность принятых программ в рамках реализации основных направлений ГМП, уточнены основные стратегические ориентиры, приоритеты и основные направления ее реализации. А по итогам реализации третьего этапа предполагается, наоборот, развернуть миграционные притоки населения в районы Сибири и Дальнего Востока к 2026 г.

Конкретный план по реализации концепции Федеральная миграционная служба разрабатывает до 1 июля.

Как пишет «Комерсант», документ, уже был рассмотрен и одобрен на Российской трехсторонней комиссии. И даже получил положительное заключение Международной организации труда, Международной организации по миграции и Всемирного банка. Однако, как выяснила «Солидарность», эти сведения могут быть недостоверными, так как с согласованием концепции не все «чисто» и, к примеру,  у Федерации независимых профсоюзов России еще есть вопросы к этому документу.

– Мы рассматривали одну из редакций проекта Концепции на заседании РТК, где высказали много замечаний. Кроме того, мы договорились о том, что концепция в новой редакции, с учетом наших замечаний и предложений, будет представлена на повторное рассмотрение в РТК, но этого так и не было сделано, – пояснила заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина.- Хотя утвержденная концепция отчасти переработана, в ней остаётся ряд спорных положений. Фактически, упор в решении демографических проблем предлагается делать на компенсации естественной убыли населения – миграционным приростом. То есть концепция достаточно чётко ориентирует на постепенное замещение коренного населения Российской Федерации иностранцами, с чем нельзя согласиться: надо создавать условия, чтобы свои, россияне, простите, размножались. Кроме того, в стране сегодня нет согласованного представления о том, как надо развивать российскую экономику, и, соответственно, нет обоснованного ответа на вопрос, какова потребность экономики в рабочей силе и в какой именно рабочей силе (значительная неопределённость сохраняется даже в динамике спроса на квалифицированный труд).

Таким образом, в основу построения государственной миграционной политики разработчики концепции (а это, в основном, те же люди, которые «лепили» Стратегию-2020) заложили в качестве постулатов два утверждения, которые не только не могут быть приняты без доказательства, а напротив, представляются ошибочными, угрожающими национальной безопасности Российской Федерации. То есть внутреннее противоречие сидит уже в системе целей, которые концепция декларирует. В итоге, авторы концепции ставят задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, в то время как оценки общего числа иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, различаются в разы, никто не знает их точного количества, Федеральная миграционная служба наблюдает «видимую часть айсберга», сокращение числа легальных трудовых мигрантов ничего не говорит об их действительной численности. Институт патентов, который вводился для вывода мигрантов из тени, не оказался эффективным: в целом представления о том, кто из мигрантов чем занимается, остались на прежнем уровне. Нет ясности и в том, как изменятся миграционные процессы с углублением евразийской экономической интеграции.

Непонятно, что в концепции понимается под «рабочими местами», которые невозможно заместить российскими работниками. Иногда говорят, что временные трудовые мигранты заняли «плохие» рабочие места, низкооплачиваемые, с тяжёлыми условиями труда, малопривлекательные для российского населения. Но это же означает, что мигранты, с одной стороны, законсервировали «плохие» рабочие места, а с другой – способствуют тому, что россияне (активные, деятельные) уезжают из страны в США и Западную Европу заниматься тем же самым (и перевозка пассажиров, и сельское хозяйство, и уход за больными, и дорожные работы), но за более высокую зарплату. На практике утверждения о том, что местные жители не хотят работать, например, на стройках, оказываются недостоверными: работодатели часто не подают заявок о вакансиях в местные центры занятости, предпочитая почти дармовой труд мигрантов. При этом, по данным статистики, среди россиян с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы в группах профессий для сельского хозяйства, для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Концепция не рассматривает проблему оттока из страны активных и продуктивных граждан, специалистов, которые при содействии кадровых агентств, работающих по различным международным программам в интересах других стран, уезжают из России, оплачивая при этом и услуги этих агентств, и свой выезд, влезая в долги и беря кредиты. Формально у них даже может сохраняться российское гражданство, тем не менее это есть отток специалистов, противодействие которому концепцией не рассматривается. Работодатель, извлекающий выгоду от использования дешёвой рабочей силы, никогда не будет заинтересован в модернизации производства, а иностранные граждане тратят заработанные деньги в основном не в России.

Легко видеть, что проведение такой миграционной политики будет способствовать дальнейшему наполнению российского рынка труда дешёвой неквалифицированной рабочей силой (не только из стран СНГ, но и из беднейших и (или) нестабильных стран Азии и Африки), деградации качества занятости и трудового потенциала страны, росту межэтнических конфликтов, преступности, размыванию российской идентичности. От балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство уже отказываются те страны, которые её изобрели и имеют практику применения: она ничего путного не даёт. Поэтому эти страны переходят к программам привлечения мастеров и талантов и к политике жёстких барьеров (при наличии либеральной риторики) для всех остальных. И, наконец, на подпись Президенту России концепция была представлена Федеральной миграционной службой. Но ведь речь идёт в первую очередь о привлечении хотя иностранной, но рабочей силы  о регулировании отношений в сфере труда. Ну и причём тут ФМС, если есть Министерство труда?!

 

Елена БЕЛЛИС


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

127 просмотров