Единство. Солидарность. Справедливость.

Культура по-прежнему в долгу? Или смотря как посчитать?

14.02.2014

В свете последних «глобальных событий», таких, как Олимпиада в Сочи и фактически стартовавшая предвыборная гонка претендентов на пост Губернатора Псковской области, почти незаметным осталось начало «Года культуры». Хотя, незаметным его можно назвать относительно. Визит министра культуры в Псков, истеричная эпопея с памятниками солдату Первой мировой, визит Президента РФ в открывшийся театр и провинциальная драма, в которой и разборки «гигантов культуры» при помощи полиции, и «подметные письма» и т.д. Эти события весьма заметны в жизни всё более затягивающейся тиной безнадежности области. Однако, суть не в этих «бурях в стакане воды», а в том, что, наступивший год культуры, для самих работников культуры, за исключением Председателя одноименного государственного комитета Псковской области А.И. Голышева ставшего весьма заметным в медийном пространстве области, не принес ничего.

На фоне общероссийской констатации факта, что с выполнением пресловутых «майских» указов Президента РФ не все благополучно, ожидание появления в Псковской области какого-либо пакета социальной поддержки для работников культуры было таким же наивным, как детские грёзы. Ведь своеобразные «стоп-сигналы» стали появляться еще во втором полугодии 2013 года. Еще 11 июня 2013 года Губернатор Псковской области поручил председателю госкомитета региона по культуре Александру Голышеву увеличить заработную плату работникам культуры в муниципальных учреждениях. Отметив, при этом, что средняя зарплата работников учреждений культуры регионального подчинения составляет 13 тысяч рублей, а муниципального подчинения только 9 тысяч. Основной задачей 2013 года была поставлена необходимость увеличения соотношения средней зарплаты работников учреждений культуры к средней зарплате по области с 59% до 60,5 %. Просто колоссальный шаг вперед в улучшении благосостояния работников сферы культуры. Важным подспорьем в этой неизгладимой заботе о культуре стало выделение 1,1 млн. рублей из федерального бюджета на премирование лучших учреждений культуры в сельских поселениях и их работников. Организация конкурсного отбора лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников проходила по нескольким направлениям: культурно-досуговая деятельность, библиотечное дело, музейное дело, детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие образовательные учреждения дополнительного образования в сфере культуры.

Однако, уже в сентябре 2013 года Председатель государственного комитета Псковской области по культуре А.И. Голышев озвучил, что «Псковской области не хватает почти 77 млн. рублей на зарплаты муниципальным работникам культуры в 2013 году.» Он пояснил, что в муниципальных учреждениях ситуация с повышением заработной платы значительно хуже, чем в государственных. «Для обеспечения выполнения показателей «дорожной карты» муниципальными образованиями в полном объеме необходимы дополнительные средства». Начальник финансового управления Администрации Псковской области Татьяна Баринова разъяснила, что достигнуть необходимых показателей, можно только за счет оптимизации, объединения с библиотеками и школами. Кроме того, было рекомендовано увеличить напряженность труда работников муниципальных учреждений культуры. Не совсем ясно, что подразумевают областные чиновники, когда говорят об «увеличении напряженности труда» работников муниципальных учреждений культуры. В условиях, когда большинство работников культуры работают на 0,5, или 0,25 ставки, исходя из «подушевого норматива» и увеличить их интенсивность можно только, заставив ездить в другое учреждение культуры, расположенное километрах в 20-30. Иной возможности интенсификации труда в волости, насчитывающей 500 – 700 жителей, нет. Региональные чиновники, видимо считают по иному. Констатируя нехватку средств на выплату существующей зарплаты муниципальным работникам учреждений культуры, не говоря уже о повышении этой самой зарплаты в рамках исполнения «майских указов» Президента, чиновники тут же, при разработке государственной программы «Культура и развития туризма на территории Псковской области», до 2020 года, указывают, что планируется увеличить количество желающих посещать музеи, библиотеки и культурно-досуговые мероприятия. Каким образом они собираются это сделать к 2020 году, имея в 2013 году средний возраст жителя села в Псковской области 58,5 лет? Чиновники отвечают, что это будет сделано благодаря тому, что «особое внимание будет уделено досугу на селе, а также внедрению инновационных подходов в сфере культуры». «К тому же предполагается проведение около 20 фестивалей и прочих крупных мероприятий ежегодно». Поразительный оптимизм.

Однако не будем им заражаться. В ноябре 2013 года, рапортуя о реализации «дорожной карты» в учреждениях культуры области А.И. Голышев констатировал факт, что она реализована только на 87 %. Остается и еще один немаловажный вопрос в каких условиях должны всё более «интенсивно» трудиться работники муниципальных учреждений культуры? Губернатор Псковской области в октябре 2013 года заявил о том, что разработана трехлетняя программа ремонта и оснащения сельских учреждений культуры, по которой будет выделено 200 млн. рублей. 60 из которых поступят в сельские «очаги культуры» уже в 2014 году. Но, уже в декабре 2013 года начальник государственного финансового управления Псковской области заявляет, что «вместе с трехлетним бюджетом в Псковской области планируют принять трехлетнюю программу точечного капитального ремонта сельских учреждений культуры на 62 млн. рублей». То есть, 60 миллионов, обещанных Губернатором на эти нужды в 2014 году, вдруг превращаются в 62 миллиона, но уже на три года. В ответ на просьбы муниципальных властей предусмотреть увеличение «подушевого норматива» в учреждениях культуры до 900 рублей на 1000 жителей (90 копеек на 1 человека) иначе дальнейшее сокращение повлечет нарушение прав граждан, им заявляют, что «средства на культуру будут заложены поправками в бюджет в первом квартале 2014 года». Т.е. первый квартал крутитесь, как хотите. Но обеспечьте участие районных учреждений культуры в проведении «Всероссийской масленицы». Посещая один из районов области, после того, как директор районного дома культуры рассказала, что учреждение обслуживает около 900 человек и в здании проводятся разного рода мероприятия, в том числе занятия школы искусств, но нет средств на необходимый ремонт системы отопления и кровли, замены окон, областные чиновники посоветовали решать эту проблему, «переведя в дома культуры другие бюджетные учреждения».

Как видно из вышеизложенного вести переговоры об улучшении социально-экономического положения работников, в условиях, когда чиновники постоянно искажают факты и стремятся решать все проблемы за счет «интенсификации» и «оптимизации», профсоюзам очень сложно.

Однако Псковский областной совет профессиональных союзов и Псковская областная организация профсоюза работников культуры и в этих условиях продолжают добиваться своей цели. В 2012 году в существующую в Псковской области, во многом уникальную, программу оздоровления работников бюджетной сферы были включены, помимо педагогов и медиков, работники региональных учреждений культуры. Подобного не было с начала 90-х годов 20 века. Власть, проводя политику «интенсификации» труда не слишком заботиться о восстановлении затраченного здоровья работников. В 2013 году мотивируя свое решение окончанием действия региональной программы «Культура» и отсутствием средств, чиновники снова не включили в программу оздоровления работников культуры. Профсоюзы продолжают борьбу за включение в существующие программы оздоровления не только работников региональных учреждений культуры, но и работников муниципального уровня.

На протяжении 2 лет шла борьба за искоренение дискриминационных пропорций в предоставлении льгот работникам бюджетной сферы на селе. В Псковской области из 26 муниципалитетов 24 попадают под этот вид предоставления льгот работникам. Так вот, во всех этих муниципалитетах работники образовательных учреждений получали льготы за услуги ЖКХ в виде 100 % компенсации. Работники других бюджетных учреждений получали компенсацию только в размерах от 40% до 60%. Ликвидировать эту дискриминацию профсоюзы требовали на всех уровнях от обращений к главам муниципальных образований и депутатам органов местного самоуправления, до включения этих вопросов в повестку региональной трехсторонней комиссии. В результате двухлетней борьбы в 20 муниципальных образованиях работники учреждений культуры, работающие на селе, получили 100 % компенсацию расходов на ЖКУ. В одном муниципальном образовании органы самоуправления пока не изыскали на это средств.
В 3 муниципальных образованиях, не смотря на имеющиеся у профсоюзной стороны ответы органов власти и местного самоуправления о введении с 1 января 2014 года 100% льготы работникам учреждений культуры, эти заявления вызывают сомнения. Т.к. иных подтверждений существования данной льготы пока нет. А верить на слово людям, умеющим профессионально «манипулировать электоратом» нельзя. В качестве примера, 10 октября 2013 года в ходе встречи Губернатора Псковской области с профсоюзами области вопрос о предоставлении 100% льготы работникам сельских учреждений культуры был поднят. На тот момент профсоюзная сторона имела ответы из всех муниципалитетов о процессе установления данной льготы, подписанные руководством муниципальных образований, из которых только 16 районов на тот момент на 100% предоставили данную льготу. Но на вопрос Губернатора о том «сколько районов» имеют такую льготу, руководство государственного комитета по культуре бодро отрапортовало «двадцать»! Этот пример возвращает нас к заголовку данной публикации. Неужели все зависит от того как посчитать?

 

 Заместитель Председателя Псковского областного совета профессиональных союзов

Андрей Хришкевич

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

277 просмотров