Единство. Солидарность. Справедливость.

И снова о МРОТ!

06.04.2010

Ситуация, складывающаяся в бюджетной сфере Псковской области, противоречит ожиданиям по поводу введения новой системы оплаты труда. Заработная плата работников бюджетной сферы порой не только не увеличивается, но даже снижается. Хотя ожидалось, что переход на новую систему оплаты труда должен был нейтрализовать недостатки системы оплаты труда на основе ЕТС, повысить эффективность деятельности работников бюджетных учреждений.

После того как Федеральным Законом №54-ФЗ от 20.04.2007 года были внесены изменения в Трудовой Кодекс РФ, а конкретно, «часть вторую статьи 129 признать утратившей силу», где говорилось, что МРОТ (в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ) – это размер месячной заработной платы работника 1 разряда без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, чиновники из министерств РФ, Законодатели Псковской области, не изучив трудовое законодательство, руководствуясь определением «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда», решили ввести свои понятия, где МРОТ – это заработная плата работника с учётом компенсационных и стимулирующих выплат. Этим они изменили концепцию подхода к формированию заработной платы, что привело к противоречиям статей Трудового кодекса Конституции РФ и международным договорам. Чиновники прочитали определение и решили, что всем работникам можно платить заработную плату не ниже МРОТ, а не обратили внимание на то, что определение это из статьи 133 ТК и аналогичное в статье 133.1. В этих статьях говорится о минимальном размере оплаты труда (заработной плате), и эти определения дают понятия, что МРОТ выплачивается работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени. Если работник проработал неполный месяц, то МРОТ должен определяться пропорционально отработанному времени за месяц. А определения «заработная плата, оплата труда работника» даны в статье 129 ТК.

МРОТ – это величина постоянная, потому что гарантирована государством, а компенсационные и стимулирующие выплаты имеют переменный характер, поэтому они не могут входить в состав МРОТ.

В Конвенции МОТ № 95 «О защите заработной платы» говорится: термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или заработок. Термин «вознаграждение за труд»  используется  и в Конституции РФ и в ТК РФ. В статье 7 международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» сказано: государство признаёт право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей. Согласно этим международным договорам и построены все системы оплаты труда. В статье 129 ТК «Основные понятия и определения» говорится: Заработная плата (оплата труда) работника- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же компенсационные и стимулирующие выплаты.

Из определения «заработная плата, оплата труда работника» мы видим, что вознаграждение за труд является составной частью заработной платы и в него не входят компенсационные и стимулирующие выплаты, а в статье 37 часть 3 Конституции РФ сказано: «Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Законодатель чётко определил, что вознаграждение за труд должно быть не ниже МРОТ, а не заработная плата как пытаются нас убедить. Из этого следует, что в МРОТ не входят компенсационные и стимулирующие выплаты.

Такое же разъяснение дано и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2009 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года. В частности на Вопрос 3 «Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты» дан однозначный ответ:

«……В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 ТК РФ, также без учёта компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда».

Учитывая изложенное, с целью обеспечения конституционных прав граждан на труд без какой бы то ни было дискриминации Псковский областной совет профсоюзов считает необходимым:

 – пересмотреть нормативные документы Псковской области, устанавливающие систему оплаты труда работников бюджетной сферы;

– установить тарифные ставки, оклады, базовые тарифные ставки, базовые оклады, предусмотренные системами оплаты труда работников бюджетной сферы, не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного в Псковской области;

– провести заседание трехсторонней комиссии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

128 просмотров