Единство. Солидарность. Справедливость.

МРОТ – это что?!

06.04.2010

В ноябре 2009 года Псковский областной совет профсоюзов начал акцию по сбору подписей в поддержку требований «Базовый должностной оклад не ниже МРОТ!». Для подкрепления требования профсоюзами были предприняты действия по формированию судебной практики в данном вопросе (напомним, что в некоторых регионах положительная практика на момент ноября 2009 года имелась). Судебные процессы в Псковском городском и областном судах не принес положительных результатов. Наряду с этим, членскими организациями в поддержку требования «Базовый должностной оклад не ниже МРОТ!» было собрано более 12 тысяч подписей, которые были переданы в декабре 2009 года. Уточним – это было 2 тома подписных листов общим количеством 436 листов, с 12344 подписей от 12 областных организаций отраслевых профсоюзов. Кроме того, что в МРОТ включаются и компенсационные, и стимулирующие выплаты, У.А. Михайлова на встрече выразила позицию по поводу уравнивания заработных плат например, врачей и санитарок, что снижает мотивацию и влияет на работу. Губернатор объяснил, что при введении новой системы оплаты труда, ставилась задача поднять зарплаты младшего персонала, был введен новый коэффициент. Всем понятно, что эта система оплаты труда далека от совершенства, поэтому разрабатывается новый закон (единая система оплаты труда для всех бюджетников, тарифная сетка), презентация и защита которого должна была состояться в марте 2010 года, но так и не состоялась. Также Губернатор предположил, что базовый должностной оклад все равно не будет выше МРОТ, но цель – повышение заработной платы – будет достигнута.

Тем не менее:

Утвержден

Постановлением Президиума

Верховного Суда

Российской Федерации

от 10 марта 2010 года

ОБЗОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2009 ГОДА

(Извлечение)

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 Вопросы, возникающие из трудовых правоотношений

Вопрос 3. Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты?

Ответ. Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 названного Кодекса, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая – пятая) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. 

На основании представленного обзора можно надеяться, что теперь при обращении в судебные инстанции суд будет учитывать эти разъяснения, и выносить решение в пользу работников.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

126 просмотров